Сайт учителей истории Вячеслава и Ирины Петкун

Каталог статей

Главная » Статьи » МЕТОДИКА » ТЕОРИЯ

Использование интерактивных форм и методов обучения

        Использование интерактивных форм и методов обучения

 на уроках истории в 7-8-х классах для повышения мотивации учащихся  и эффективности учебного занятия

        Значимость образования растет. Сегодня человек стал изменять окружающий мир быстрее, чем себя и свое собственное сознание, а потому не успевает вписываться в этот мир. Это одна из важнейших причин потребности в изменении подходов к обучению.

            Необходимость изменений объясняется и накоплением недостатков в образовательном процессе. Традиционное образование в основном построено на заучивании знаний, вталкивании их в сознание учащихся, а не на их собственном познании и исследовании. Обязательный набор школьных знаний и особенно умений за последнее время значительно вырос, в то же время проблеме мотивации учения внимания уделяется не достаточно. Уже много лет отмечаю, что значительная часть обучающихся на II ступени стараются избежать напряженной познавательной деятельности и сопротивляются этому обучению.

      Важно помнить и о том, что успеваемость школьника зависит, во многом, и от способов обучения, а не только от способностей учащегося.

         Кроме того, необходимо учитывать и выводы, сделанные в процессе психолого-педагогических исследований: у человека остается в памяти около 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит  и 90% из того, что он делает; при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, а в учебной игре – до 90% [7, с. 21].

            В обучении можно выделить 3 основные  модели:
- пассивная, когда обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает,  смотрит, выполняет задания по образцу);
-  активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, выполнение творческих заданий);
- интерактивная – (процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых; учащийся  и учитель являются равноправными субъектами обучения).

          Ключевым положением, определяющим смысл интерактив­ных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается и как способ­ность человека «принимать роль другого».

         Традиционно выделяют следующие ведущие при­знаки и инструменты педагогического взаи­модействия: полилог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода вы­бора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. [7, с. 19].

         Ведущим из них является полилог  (в переводе с греческого означает многоголосие).  Полилог - это возможность каждого участника образовательного процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существо­вание. Важный аспект полилога отказ от права на абсолютную истину и педагога и учащихся (это необходимо для продуктивного смыслотворчества) [7, с. 20].

             Стараюсь начинать занятие (изучение нового материала) и заканчивать его с совместными с учащимися  целеполагания и соответственно рефлексии, где пытаемся найти ответ на проблемные вопросы: знать, уметь, для того чтобы…

            Здесь, а также на других этапах занятия использую такую распространенную форма полилога  как «Заверши фразу» (часто с подсказками или наводящими словами). Его целью является оперативное включение учащихся в деятельность, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации [6, с. 58].

«Рост мануфактур в Северной Италии в XIIIXIV вв. …(был связан, опережал, происходил медленно)».

«Объединение Франции под королевской властью…(имело цель, состояло из этапов, содействовало)».

«Учредительное собрание, названное … , 21 сентября 1792 г. уп­разднило ... и на следующий день объявило...».

«Объединение ВКЛ и Польши было неизбежным, т.к.…».

         Если не удается организовать полилог или уровень учебной мотивации учащихся в данный момент занятия недостаточный, использую хорошо известный метод «Алфавит», развивающий мышление и творческую активность учащихся, в первую очередь с низким уровнем учебной мотивации. Среди понятий, которые можно предложить учащимся для реализации метода могут быть  любые термины, обозначающие предметы, явления,  понятия темы или сферы деятельности [6, с. 40-43].

Тема: «Раннее Возрождение и гуманизм».

А – архитектура                                    И – Италия, интеллигенция

Б – банки, Бокаччо                         К – книгопечатание

В – Венера                                      Л – латынь, литература

Г – Гуттенберг                              М – Мазаччо

Д – Джотто                                  Н – новая культура

Е – европейцы                                О – образование

Ж – жить красиво                        П – Петрарка

З – знания                                       Р – разум

               Эффективной формой интерактивного педагогического взаи­модействия на II ступени обучения является использование элементов учебной исторической игры.

          Так в мини-игре «Три предложения» учащимся необходимо внимательно выслушать (прочитать) и передать содержание моего рассказа (фрагмента текста) тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ логичнее, короче, но содержательнее.

                   Примерно по такой же схеме школьник выполняют задание «Три «толстых» вопроса» к тексту.

             Самостоятельная работа учащихся с текстом становится увлекательной, если превращается в игру «Найди ошибки». Данную игру  провожу при закреплении и повторении материала на уроках обобщения и контроля знаний.

         Развитию навыков общения  через организацию полилога в 7-8 классах служит дискуссия (мини-дискуссия), которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-нибудь проблему и при необходимости - инициировать анализ каждой из них, а затем и формировать собственный взгляд каждого учащегося на ту или иную проблему. Здесь каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают определенными ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что имеет важное значение в жизни каждого человека.

                 Пример задания дискуссионного типа: «Мнения историков  о Дмитрии Донском и об Иване III  различны: храбрый и трусливый, отважный и нерешительный, мудрый и малоспособный…. Какие доводы можно привести в доказательство или опровержение этих мнений?»

                 Большие возможности для интерактивного педагогического взаи­модействия представляет использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения.

                Самой доступной  и используемой мной на протяжении последних лет подобной формой интерактивного обучения является учебное занятие с мультимедийной поддержкой.

                   Элементы мультимедийных технологий применяю для усиления наглядности и подключения одновременно нескольких каналов представления информации, а также для более доступного объяснения учебного материала.

                   При подготовке занятия и создании учебных презентаций особое внимание уделяю визуальной доступности слайдов: шрифты – Garamond, Verdana, Times; размер информации не менее  24  пунктов, заголовок – 32 пункта; контрастность цветов для фона и шрифта (фон синий, а шрифт белый или желтый) и др.

         Значительно оживляют презентацию динамические схемы и анимация, но их не должно быть много, и они не должны отвлекать внимание учащихся.

             Помимо представления нового материала, его закрепления, а также различных форм опроса, появляется возможность организации элементов проектной деятельности учащихся по созданию проектов-презентаций. Причем при оценке учитываются не только качество и форма представления материала, а и форма его изложения, умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания, точность и емкость ответов на вопросы по презентации.

              Работа над презентацией, ее представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников.

         Учебные занятия с мультимедийной поддержкой наиболее эффективны на вводных, обобщающих учебных занятиях, а также при использовании интерактивной доски.

         Интерактивная доска (ИД) –  техническая новинка, дающая возможность сделать занятие более ярким, наглядным и динамичным;  варьировать задания с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять обратную связь с учащимися.

        Как интерактивный инструмент ИД выступает, если предложить работу со специально под­готовленным в электронном виде учеб­ным материалом (в таком случае и ре­ализуется интерактивный характер ра­боты).

Интерактивная доска позволяет:

- представ­лять на экране частично заполненную схему или та­блицу, которые дополняются  в процессе изучения нового материа­ла;

- делать необходимые записи поверх выводи­мых на экран изображений и текстов;

- создавать во время занятия рисунки, схе­мы, таблицы, алгоритмы;

- эффективно организовывать проверку знаний учащихся  и т. д.

                     Определенный опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным является использование  этого технического средства при изучении  наиболее трудных для восприятия учащимися понятий и тем, таких как «реформация», «революция», «Основные черты экономического развития (начало капитализма)», а также на уроках обобщения и контроля знаний (приложение 2).

                    Большая часть учеников становятся более мотивированными на уроке, быстрее запоминают материал. Повышается и интенсивность обучения, его индивидуализации, увеличивается доля самостоятельной работы.

                       Одним из средств повышения мотивации учащихся средних классов на уроках истории, позволяющим наиболее эффективно стимулировать учебную деятельность, являются правильно организованные приемы проверки знаний и умений на различных этапах учебного занятия  и в различных формах, основанные  на интерактивном педагогическом взаи­модействии.

                  На основе таких известных форм и приемов как работа с датами, воспроизведение схем и опорных сигналов на доске, опрос с «барьерами» и др. стараюсь разрабатывать и использовать новые.

                   Наиболее продуктивными и действенными формами проверки, а также актуализации знаний и умений учащихся в системе адаптивного обучения считаю воспроизведение и составление схем-сигналов:

                Схемы с опорными сигналами «дают шанс» каждому ученику, даже самому слабому и ленивому, что позволяет избегать низкой отметки и связанной с этим стрессовой ситуации. Очень важно, что у школьников нет причин для ссылок, что не понял материал, не смог выучить т.д.

               Учащимся 7-8 классов очень нравится работа с «Логическими цепочками», с заданиями «Вычеркни лишнее» или «Выбери нужное» (развивает логическое мышление, позволяет активно участвовать в работе и школьникам с низким уровнем учебной мотивацией). В одном случае необходимо переставить ответ местами или выстроить в хронологической последовательности, а в последующих выявить то общее, что связывает приведенные имена и понятия, а уже потом определить и «вычеркнуть» слово (слова), которое является лишним. Связь может быть временная, территориальная или иного порядка.

Вычеркни лишнее. «Борьба с внешними врагами»: юрта, Ольга, баскаки, посадник, Батый, кочевники, А.Невский,  шведские феодалы, Владимир,   полюдье.

Карл IVKазимир III Великий – Ян Длугош – Стефан Душан (+ почему?).

Закончи логическую цепочку: Игорь – Святослав – …

Вставь пропущенное: Иван III Х1 – «Стояние на р. Угре» – Х2.

Найди пару (тройку): шляхта, гуситы, магнаты, магдебургское право, паны, привилей, служебные князья, удел, ярлык, дворяне, Боярская дума, табориты, вотчина, бюргерство, поместье, бояре, кремль и др. (приложение 1).

              В конце изучения разделов или на уроках обобщения и систематизации знаний применяю игровую форму опроса по усвоению понятийного аппарата, которую называю «Историческая лихорадка». Кто назовет последнее понятие - тот и победил. Такая работа мобилизует знания, показывает самостоятельность мышления, учит выделять главное, отбрасывая второстепенное.

                 Вышеназванные формы проверки знаний и умений учащихся, основанные на педагогическом взаимодействии, создают своеобразную ситуацию успеха, способствуют оптимизации процесса обучения в целом и развитию познавательного интереса учащихся на уроках истории.

                       Говорить  о всестороннем развитии обучаемого здесь нельзя, возможно даже вырабатывается определенная однобокость в его учебной деятельности, но он работает, приобретает и развивает свои умения и навыки.

                         Именно интерактивное взаимодействие успешно развивает не только мотивированных учащихся, но и обучаемых с низкой мотивацией.

                 Образовательный процесс становиться более управляемым, результативным, а значит успешным, что подтверждают результаты простейшей диагностики (приложение 5). Особенно значительны изменения в сторону усиления учебной мотивации у учащихся, занимающихся на удовлетворительном и среднем уровнях.

                 Главная задача любого педагога – воспитать думающего, активного и творческого человека. Каждый решает эту задачу по-своему, создает собственную методику преподавания, вырабатывает свой опыт.

                     Интерактивные методы обучения, в отличие от традиционного обучения, направлены на формирование умений использовать знания, сотрудничать, и базируются на вовлечении в действие и приобретении опыта, что способствует более глубокому пониманию и наилучшему запоминанию. Учитель выступает организатором процесса познания, заставляет учеников размышлять и действовать.

                   Интерактивные методы дают возможность не просто преподнести знания, а привлечь интерес к школьному предмету, возможность соединить знания с интересами и возможностями каждого учащегося.

                       Образовательный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

                  Любая методика обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Но учитель выбирает элементы тех технологий, которые позволили бы адаптировать содержание учебного материала его предмета, методы и формы обучения к особенностям учащегося, которые бы максимально были ориентированы на развитие обучаемого, и как следствие – на улучшение качества образования в целом.

Литература:

1. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю
истории. Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 2000 – 160 с.

2. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008 – 224 с.

3. Дерябина, Н. В. Диалог на уроках истории // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2005. – № 4 – С. 18 – 23.

4. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем. – Минск: Сэр-Вит, 2008 – 336 с.

5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии - 2. – Минск: Сэр-Вит, 2010 – 256 с.

6. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. –  Минск: Университетское, 2000 – 95 с.

7. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения. – Мн.: Белорусский верасень, 2005 – 160 с.

8. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. Ч.III: Проблемные уроки. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2006 – 288 с.

 

Категория: ТЕОРИЯ | Добавил: Слава (20.12.2014)
Просмотров: 1413 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Пятница, 26.04.2024, 17:37
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Оформление опыта
ТЕОРИЯ

Вход на сайт

ВАЖНО!!!

Поиск

Погода

Мудрость дня

Пользователи

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Loсations