Сайт учителей истории Вячеслава и Ирины Петкун

ПЕРВЫЙ ВОПРОС

1/1. Жизнь и хоз. деятельность первобытных людей на территории Беларуси

         Первые люди (неандертальцы) на территории Беларуси появились примерно 100-35 тыс. лет тому назад. Отдельные фрагменты орудий труда  у д. Светиловичи, Подлужье (Гом.обл.), Обидовичи (Мог.обл.). Наступление ледника – уход на юг. Первые стоянки кроманьонца (человек разумный, современный) – Юровичи (24 тыс. лет до н.э.), Бердыж (21 тыс. лет до н.э.) Гомел.обл. По характеру орудий труда выделяют: 1.КАМЕННЫЙ ВЕК (100 тыс. лет до н. э. – 3 тыс. лет до н. э):

а) палеолит (100-10 тыс. лет до н. э.). Добыча огня. Ручное рубило, наконечники стрел, костяные гарпуны. Осн. занятия: собирательство, охота, рыболовство. Люди брали от природы все в готовом виде - вид хозяйства называется присваивающим; б) мезолит (9-5 тыс. до н. э.). Потепление. Собака – первое животное, прирученное человеком. Лук и стрелы, зернотеркив) неолит (5-3 тыс. до н. э.). Зарождение гончарства и ткачества. Добыча кремня в шахтах (пос. Красносельский Волковысского района). Изготовление глиняной посуды.

2. БРОНЗОВЫЙ ВЕК (2 – нач. 1 тыс. до н. э.). Появляется и активно распространяется металлургия, обработка и использование бронзы. В Беларусь медные и бронзовые предметы поступали из Скандинавии, с Кавказа и Прикарпатья. «Неолитическая революция» - переход от присваивающего к производящему хозяйству (земледелие и животноводство). Сначала было мотыжным, а потом подсечно-огневым. В бронзовом веке на территорию Б. проникают индоевропейцы – племена животноводов. Изобрели колесо.

3. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (VIII в. до н. э. - V в. н. э.). Пашенное земледелие. Первобытный человек в начале жил стадом (прообщина). В позднем палеолите начинает формироваться родовое общество. Вначале родство определялось по материнской линии (матриархат). С началом развития земледелия и животноводства, а также использования железных орудий труда главным становится мужчина (патриархат). Возникает имущественное неравенство. Из рода выделяются небольшие семьи. Возникают соседские общины.

Появление религии  - веры в сверхъестественные силы природы.   Анимизм – вера человека в существование души, которая может жить отдельно от тела и даже после смерти. Фетишизм – вера человека в духов, которые могли вселяться в неодушевленные предметы. Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между людьми рода и каким-нибудь животным или растением.

2/1. Расселение восточноевропейских племен на территории Беларуси и жизнь населения в VIII-IX вв.

         В V-VII вв. славяне включаются в процесс Великого переселения  народов. Расселение славян на территории Беларуси шло с юга и юго-запада (с Северного Прикарпатья); двигались по рекам.     В результате совместного проживания славян произошла славянизация балтов (ассимиляция балтов славянами, которые находились на более высоком уровне развития).

         В VIII – IХ вв. на территории  Беларуси сложились  племенные  объединения  восточных славян: - кривичи(-полочане) - место расселения - верховье Днепра и Зап. Двины. Гл. город – Полоцк.  Согласно гипотезе, их название могло возникнуть от слова кровные, т.е. близкие по крови. - дреговичи - бассейны Припяти и Двины. Древние города Туров и Пинск. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» - болото. - радимичи - юго-восточная часть совр. Беларуси. Первое упоминание под 885 г. Название происходит от прозвища родового вождя Радима.

         Общественные отношения были связаны с формированием соседской общины (коллектив людей, живших отдельными семьями и занимавшихся  преимущественно с/х работой), называвшуюся у славян вервью (от слова «веревка», которой отмеряли участок земли). Возникает имущественное неравенство с выделением знатных людей (знать). Из них выбирали князя, который позже стал передавать свой титул по наследству. Князь имел дружину (отряд вооруженных и специально  обученных военному делу людей) для взимания дани продуктами, которая называлась полюдьем. Все важные дела в славянском племени решались на народном собраниивече (свободные мужчины, способные носить оружие); рассматривало наиболее важные вопросы: войны и мира,  выборы князя.

         Главное занятие – земледелие. Начали использоваться более совершенные орудия труда, применялись  железные  наконечники.  Ремесла начинают отделяться от земледелия, что способствует возникновению устойчивой торговли. Основные предметы торговли – мед, воск, мех, зерно. В денежном обращении наиболее широкое распространение получили  монеты-драхмы.

         В начале славяне были язычниками и почитали множество богов. Каждое племя имело специально место, где молились богам и приносили жертвоприношения, которое называлось святилищем или капищем. Обычно в его центре стоял идол - изображение бога.

3/1. Полоцкое княжество в XXI вв. Княжецко-вечевой строй

         Полоцк как столица крупного княжества (земли) упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Зап. Двина, являвшейся частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение благоприятствовало росту Полоцка и его превращению в крупный центр торговли и ремесел. Первым известным (легендарным) князем был Рогволод. Рогволод дал согласие на брак дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком.  Новгородскому  князю  Владимиру,  также  просившему  руки  дочери полоцкого князя, было отказано. В ответ он взял Полоцк, убив Рогволода и его двух сыновей.  Рогнеда была насильно взята в  жены. Владимир стал великим князем киевским, в 988 г. принял христианство. После покушения на него Рогнеды (Гориславы), Владимир ссылает её с сыном Изяславом в Полоцкое княжество, где был построен город, названный Изяславль (теперь Заславль). Жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение, который известен как князь-книжник, распространявший грамоту вместе с христианством.

         Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава,  Брячиславе, который захватил волоки, соединявшие Зап. Двину и Днепр на пути «из варяг  в греки» и принадлежавшие Новгороду. В 1021 г. на р. Судомири войско Брячислава было разбито его дядей - киевским князем Ярославом Мудрым, но который отдал Брячиславу Витебск и Усвяты. Легендарный сын Брячислава Всеслав, прозванный Чародеем, правил с 1044 по 1101 г. При нем Полоцкая земля достигла наивысшего подъема. Князь построил новый замок и величественный Софийский собор. Всеслав захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск) на реке Немиге. Всеслав был разбит и во время переговоров с братьями был захвачен в плен. Его повезли в Киев, где посадили в поруб  (темницу). В 1068 г. восставшие киевляне освободили из  плена Всеслава Чародея  и объявили его великим  князем.           Вскоре Всеслав Чародей сбежал в  Полоцкую  землю. После его смерти Полоцкое княжество распалось на ряд удельных княжеств – волостей. Начался период феодальной раздробленности. Первым выделилось Менское княжество с князем Глебом – сыном Всеслава.

         Государственное управление в Полоцке характеризуется как княжеско-вечевой строй. Власть князя (сбор дани с населения, осуществление суда, организация войска и командованием им) сочеталась с властью вече - собрания взрослых мужчин, которое заключало договоры с другими городами и государствами, могло снимать и назначать князя.    

       4/1. Города на территории Беларуси в IX - сер. XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан

В VIII-IX вв. происходит зарождение городов, представлявших собой укрепленные городища. Причины преобразования городищ в города: - отделение ремесла от сельского хозяйства; - концентрирование ремесленников в местах, близких к источн. сырья; -развитие обмена продуктами земледелия на изделия ремесленниками.

Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, — на пересечении рек и дорог. Немаловажную роль в возникновении городов  играла  необходимость  защиты от врага. Поэтому города  строились на естественных,  природных  укреплениях - возвышенностях  и  холмах. Внутренняя часть города, укрепленная валами, рвами, стенами, называлась дединцем (от слова «дед», так как дединец был местом сбора  старейшин  —  дедов).  Поселение  ремесленников  и  торговцев, возникшее вокруг укрепленного центра, называлось посадом. Важным общественным местом был рынок («торг»), располагавшийся на берегу реки недалеко от дединца. Улицы в городах были узкие, около 3 м в ширину. В первых летописных упоминаниях на территории Беларуси называется более 30 городов. Древнейшим является Полоцк, упоминаемый под 862 г. К X в. относятся Туров, Заславль (Изяславль), Витебск. К XI в. — Брест (Берестье), Минск (Менск), Пинск и др. К XII в. - Гомель, Гродно (Городня) и др. К XIII в. - Новогрудок, Слоним, Могилев.

Происхождение названий древних городов Беларуси связано с названиями рек, на берегах которых они возникали: Полоцк - Полота, Менск - Менка, Витебск - Витьба; от имен князей, основавших их: Туров, Изяславль, Браслав, Борисов. Согласно преданию, происхождение названия Гомеля связано с тем, что напротив города образовалась на реке Сож обширная мель. И люди, сплавляя по Сожу лес в Днепр, громко предупреждали друг друга: «Го-го, мель!». Хозяйственная жизнь горожан связана с ремеслом и торговлей. Самыми распространенными были кузнецкое дело, гончарство, кожевенное дело; бондарство(изг. бочек), ткачество.

Важную роль играла торговля. Через  территорию  Беларуси  проходил великий торговый путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское (Варяжское) и Черное (Русское) моря через Западную Двину и Днепр.  Между этими реками в районе Орши и Витебска были сухопутные пути - волоки, по которым суда перетягивали от реки к реке по земле, подкладывая бревна. Города Беларуси имели торговые связи со странами Зап. Европы, Ближнего Востока, Византией.

5/1. Развитие культуры на белорусских землях в IX - сер. XIII в. Религиозно-просветительские деятели

Развитие культуры тесно связано с христианством, распространение которого на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию - церковный округ. Рогнеда и Изяслав  стали первыми христианами в Полоцком княжестве. В 1005 г. основана  Туровская  епархия.

В IX в. в Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука. Об этом свидетельствуют надписи на Борисовых камнях в русле Зап. Двины, надпись на Рогволодовом камне возле Орши. В Бресте найден деревянный гребень с  буквами  славянского алфавита. Берестяные грамоты с нацарапанными  буквами обнаружены в Витебске и Мстиславле. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X в. Туровское евангелие. Распространению письменности содействовала деятельность религиозно-просветительских деятелей XII в.: Ефросиньи Полоцкой (внучка Всеслава Чародея, первая канонизированная женщина на Руси, основала монастыри, церкви, переписывала книги, совершила паломничество в Иерусалим, в 1910 мощи перевозили в Полоцк, останавливались на богослужение в Речице), Кирилл Туровский (епископ, писатель и проповедник, при жизни называли Златоустом), Климентий Смолятич, Авраамий Смоленский.

Выдающимся памятником каменного зодчества, возведенный в сер.  XI в. в Полоцке при князе Всеславе Брячиславовиче (Чародее) Софийский собор. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками - росписью водяными красками по свежей штукатурке.

До наших дней сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь, построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками. Особенностью церкви является большое количество голосников - глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника.  Памятником  оборонного  зодчества  является  пятиярусная, в 30 м, Каменецкая башня, возведенная в XIII в. мастером Алексой на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.

Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми и серебряными пластинами с надписями. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос и мощи святых (не сохранился, воссоздан).

6/1. Причины и процесс образования ВКЛ. Происхождение названия княжества

В образовании ВКЛ приняли участие восточно-славянское христианское население белорусских земель и балтское языческое население литовских земель. Причины образования ВКЛ: а) внешнеполитические - необходимость организации обороны от рыцарей-крестоносцев и монголо-татар; б) внутриполитические - необходимость преодолеть феодальную раздробленность; в) экономические - отделение ремесла от с/х и развитие торговых отношений между территориями.

Процесс образования ВКЛ начался в сер. XIII в. с возвышением Новогрудского княжества. Этому способствовали его удаленность от  района борьбы с крестоносцами и монголо-татарами, высокий уровень развития с/х, ремесла и торговли. Во II пол. 40-х гг. XIII в. Новогрудское княжество выходит из-под власти могущественного на то время Галицко-Волынское княжества. Основные события, положившие образованию ВКЛ, разворачивались  в  верхнем и среднем течении р. Неман - на территории, охватывающей  современные  северо-западные земли Беларуси (Гродненская обл.) и частично восточные земли современной Литвы.

Происхождение названия. Первые сведения о Литве в письменных источниках относятся к 1009 г. К сер. XIII в. Литва представляла собой совокупность разрозненных племен. Угроза со стороны  крестоносцев  ускорила  процесс образования их государства. По своему развитию Литва значительно отставала от Руси: не было городов и письменности. Летопись под 1235 г. сообщает о  «Литве Миндовга», одного из балтских князей. Миндовг подчинил себе князей (кунигасов) балтских  племен (аукштайтов и жемайтов), но в междуусобной борьбе за власть потерпел поражение и вынужден был вместе с остатками своей дружины направиться с балтской территории в соседний Новогрудок. Здесь князь-язычник принял христианство. С помощью новогрудского боярства он отвоевал  территорию,  которую  вынужден  был  покинуть. В Новогрудке в 1253 г. состоялась коронация Миндовга. В 1230-е-1263 гг. был великим князем. В результате заговора в 1263 г. убит вместе с двумя сыновьями.

При племяннике Миндовга князе Тройдене (1270 – 1282) западные балты (прусы), спасавшиеся от крестоносцев, были расселены на белорусских землях в окрестностях Слонима и Городни (Гродно). В к. XIVв. при великом князе Витене (1295– 316) удалось достигнуть единства нового государства.  В 1307 г. он присоединил Полоцкую землю, в 1315 г. - Брестскую. Ввел в качестве государственного герб «Погоня».

  7/1. Укрепление великокняжеской власти и государств. строй ВКЛ

         Укрепление единовластия в ВКЛ  произошло при великом князе Гедимине в 1316-1341 гг. В 1318 г. сын Гедимина Ольгерд женился на дочери витебского князя Ярослава Марии, а когда тот умер, Витебское княжество осталось Ольгерду. В 20-40-е гг.  XIV в. были присоединены большая часть белорусских. Территория  ВКЛ  увеличилась в 3 раза.

         В 1323 г. Гедимин основал постоянную столицу государства в Вильно. До Гедимина не было постоянной столицы, ею считался замок, в котором жил великий  князь. До 1320 г. это был Новогрудок, а Гедимин сначала жил в Старых Троках. Принципом государственной жизни при Гедимине было: «Не разрушать старины, не вводить новизны».

         Великий князь Гедимин проявлял терпимость по отношению к разным религиям. При нем в Вильно были основаны католические монастыри, строились и православные церкви. Во время его княжения была основана Литовская православная митрополия с центром в Новогрудке. Сам Гедимин оставался язычником. Вел активную борьбу с крестоносцами. В 1331 г. одержал победу на р.  Акмяне над рыцарями Тевтонского ордена. По его приказу для укрепления государства ведется строительство замков-крепостей на западных  рубежах. При Гедимине возросла роль великого князя как руководителя государства. Его титул стал звучать «король Литвы и Руси».  По этой причине государство получило  название «Великое  княжество Литовское и  Русское». Под «Литвой» тогда понималась  территория  по верхнему и среднему течению Немана, а под «Русью» - территория в верховьях Зап. Двины и по Днепру. Позже, когда была присоединена Жемайтия - западная часть Литвы, государство получило название - Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское.

        После Гедимина его сыновья Ольгерд и Кейстут заключили между собой соглашение и стали править совместно. Территория ВКЛ была разделена на две части: восточная принадлежала Ольгерду, а западная — Кейстуту. Ольгерд принял титул великого князя (1345-1377) и добился значительного расширения границ ВКЛ. В результате удачной битвы на р. Синие Воды в 1363 г. в состав ВКЛ была включена территория Украины.  В 1348  г. войско ВКЛ отличилось  в битве с крестоносцами на р. Стреве  (приток Немана). Трижды Ольгерд  совершал походы на Московское княжество, не желая усиления московского князя Дмитрия Ивановича. В результате территория ВКЛ увеличилась вдвое.

       Во второй половине XIII - XIV в.  территория государства делилась на княжества, земли и волости. Государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию.

8/1. Кревская уния и её влияние на положение белорусских земель

         С к. XIV в. вызревают причины сближения ВКЛ и Польши. Государственно-правовой союз, или уния, был выгоден обеим сторонам, поскольку позволял им противостоять внешней агрессии (в первую очередь Тевтонского ордена) и способствовал развитию экономических и культурных связейКревская униясоглашение об объединении ВКЛ и Польского королевства — была заключена в 1385 г. в замке Крево (Гродненская обл.).

          Согласно условиям унии Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к Короне Польской» и жениться на дочери польского короля 13-летней Ядвиге. Ягайло принял католичество, получил имя Владислав II и был коронован польским королем в 1386—1434 гг. и остался великим князем литовским. Были среди условий унии, выдвинутых поляками Ягайло, и: перевезти казну ВКЛ из Вильно в Краков, помочь Польше вернуть утраченные земли, выпустить всех польских пленных, захваченных в прежних войнах, выплатить значительную сумму денег немецкому принцу Вильгельму Габсбургу за сорванный брак с Ядвигой (выполнены частично). В 1387 г. произошло крещение литовцев-язычников по католическому обряду. Кроме этого, Ягайло издал привилей, дававший феодалам доп. права и свободы при условии принятия католичества.

         Заключение Кревской унии имело как положительные, так и отрицательные последствия. Союз двух государств значительно укрепил их обороноспособность и содействовал росту культурных и иных связей между ними, а также с другими государствами Западной Европы. Однако с Кревской унии началось окатоличивание белорусского народа, против которого началась активная борьба. В такой ситуации Ягайло тяжело было одновременно удерживать власть в Польском королевстве и сохранять ее за собой в ВКЛ. Междоусобная борьба между Ягайло и Витовтом завершилась заключением в 1392 г. Островского соглашения: Ягайло передал власть в ВКЛ Витовту, ставшему великим князем литовским, но признавшему зависимость от Ягайло. Белорусские и литовские феодалы хотели сохранить самостоятельность своего государства. В результате на протяжении XV—XVI вв. было заключено несколько новых уний. Последняя из них, заключенная в 1569 г. в Люблине, привела к потере ВКЛ своей независимости и созданию объединенного государства — Речи Посполитой. 

9/1. Борьба за великое княжение и изменения в государственном строе ВКЛ в XV- I пол. XVI в. Грюнвальдская битва

         В нач. XV в. власть в ВКЛ практически принадлежала Витовту. При нем государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию. Великий князь Витовт, продолжая добиваться независимости ВКЛ от Польши, стремился разорвать свои зависимые отношения с польским королем Ягайло. С этой целью на съезде феодалов Волыни и ВКЛ, состоявшемся в 1413 г. в замке Городло (на реке Зап. Буг), между ВКЛ и Польшей была подписана Городельская уния. Уния подтвердила союз ВКЛ с Польским королевством, но в отличие от Кревской унии 1385 г. власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. Возникла идея о присвоении Витовту титула короля и  преобразовании княжества в королевство. Витовт согласился принять корону из рук германского императора, но, не дождавшись ее, умер.

         Во время княжения Казимира IV Ягелончика (1440—1492) и его сына Александра (1492—1506) власть великого князя была ограничена радой - совещательным, а затем законодательным и распорядительным органом государственной власти в ВКЛ. Раду постепенно стали называть «паны-радой». В ее состав входили  крупнейшие феодалы, которых с конца XIV в. называли «панами», и высшие служебные лица. Среди них были канцлер — руководитель канцелярии, хранитель государственной печати; маршалок — председатель на заседаниях рады; подскарбий — заведующий государственной казной; гетман — командующий войском; каштелян – комендант замка и др. чиновники.

         В нач. XVI в. окончательно оформился второй высший орган  государственного  управления  в ВКЛ — вальный (общий) сейм — съезд шляхты ВКЛ. На сеймах решались вопросы о войне и мире, налогах и законах, избрании великого князя. На его заседаниях, кроме «паны-рады» и служебных лиц, могли  присутствовать все феодалы  ВКЛ, а позже — по два депутата от каждого повета (избирались на сеймиках поветов и воеводств). Т.о., в к. XV - нач. XVI в. ВКЛ превратилось в сословно-представительную монархию.

         В 1468 г. при Казимире вышел Судебник - первый сборник законов ВКЛ на старобелорусскому языке. Судебник установил единые во всем княжестве виды наказаний: денежный штраф, побои, смертная казнь. Феодалам передавалось право судить крестьян. Основы государственного строя нашли отражение в Статуте ВКЛ 1529г., подготовленном под рук. канцлера ВКЛ А. Гаштольда.

В нач. XV в. резко ухудшились отношения ВКЛ и Польши с Тевтонским орденом. В дек. 1408 г. состоялось тайное совещание Витовта и Ягайло в Новогрудке, где было принято решение о начале войны с Тевтонским орденом в 1409 г. В 1409 г. в Жемайтии вспыхнуло восстание. Витовт практически открыто поддержал жемайтов.  Ягайло и Витовт решили соединить свои силы и двинуться на столицу Тевтонского ордена — Мальборк. Крестоносцам удалось перехватить противников, и 15 июля 1410 г. они столкнулись с ними около д. Грюнвальд (современная Польша).

Войско крестоносцев, куда входили многие рыцари из Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Чехии и других европейских стран, насчитывало около 15-20 тыс. человек.

Войско ВКЛ и Польши— около 30-40 тыс. человек. Витовт привел с собой 40 хоругвей, в том числе из Полоцка, Новогрудка, Вильно, Троков, Смоленска, Витебска, Гродно, Лиды, Бреста, Пинска, Мстиславля, Дро-гичина и других литовско-белорусских земель. С Ягайло пришло 50 хоругвей. В объединенном войске были хоругви из Украины, отряд из Чехии под рук. Яна Жижки и татарская конница.

Белорусские и литовские хоругви возглавлял великий князь Витовт. Общее руководство объединенным войском -польский король Ягайло. Битва началась атакой войска Витовта. Крестоносцы были вынуждены бросить против конницы ВКЛ свои основные силы. Воины ВКЛ начали отступать. Ситуацию спасли три полка под командованием князя Семена Лугвена. Одновременно в бой вступили поляки. Битва превратилась в уничтожение рыцарей. Погиб и сам магистр. Был захвачен также обоз и все боевые знамена крестоносцев.

После победы под Грюнвальдом союзники двинулись к Мальборку. Однако осада столицы Тевтонского ордена затянулась. Вскоре лагерь союзников покинуло войско Витовта, который не хотел полного уничтожения Ордена, который в будущем рассчитывал использовать для сдерживания поляков. В 1411 г. в г. Торунь (Польша) был заключен мир: ВКЛ возвращали Жемайтию, часть земель Польше. Кроме того, Орден обязывался выплатить победителям большую сумму денег.  Тевтонский орден утратил свое положение в регионе. Значительно возрос международный авторитет ВКЛ и Польши. Оживилась торговля, более успешно стали развиваться хозяйство и культура обоих государств.

10/1. Социально-экономическое развитие бел. земель в XIV- сер.XVI в.

         В ВКЛ общество разделялось на сословия - общественные группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Основные сословия: шляхта, духовенство, мещане, крестьяне. К привилегированным относились шляхта и духовенство, к непривилегированным - мещане и крестьяне.

         В XIV-XVI вв. происходит значительный рост городов и городского населения. Самыми крупными считались Брест, Полоцк, Гродно, Минск, Новогрудок, Слоним и др. Быстрее всего увеличивалось количество местечек - поселков городского типа. Главным занятием городского населения являлось ремесло. В городах работали кузнецы, ювелиры (золотари), гончары, кожевники, сапожники, столяры, оружейники и др. Городские ремесленники объединялись в цеха - организации мастеров с целью преодоления конкуренции между ремесленниками и недопущения на городской рынок изделий иногородних. Вместе с ремеслами развивалась торговля. С ростом городов она меняла свою форму: происходил переход от обычного обмена к продаже. Увеличивается число рынков — торгов, где сельские жители могли  продать свою с\х продукцию. С к. XIV в. великие князья своими грамотами стали даровать городам магдебургское право, или право на самоуправление. Согласно этому праву горожане освобождались от феодальной зависимости и создавали свой орган власти - магистрат, который состоял из рады и лавы — органа по судебным делам. Органы самоуправления возглавляли бурмистр и войт. Первым из городов Беларуси право на самоуправление в 1390 г. получил Брест.

         Наибольшую часть населения ВКЛ составляли крестьяне, которые делились на похожих (свободных), имевших право переходить от одного феодала к другому, и непохожих (крепостных) - переход был запрещен. За пользование землей феодала крестьяне должны были исполнять барщину - отработку определенного кол-ва дней на земле феодала своим скотом и орудиями труда. Таких крестьян называли тяглыми. Крестьян, отдававших дякло - натуральную дань продуктами за пользование землей феодала, называли данниками. С XV в. был введен чинш - денежный налог за пользование земельным наделом. Крестьян, плативших чинш, называли осадными (чиншевыми).

         Юридическое оформление закрепощения крестьян (утраты ими своего права собственности на землю и превращения в зависимых от феодала), связано с привилеем Казимира 1447 г. Феодалам запрещалось принимать беглых крестьян. Согласно Судебника Казимира 1468 г. - первого сборника законов ВКЛ, крестьяне лишались права свободного перехода от одного феодала к другому. Дальнейшие этапы закрепощения крестьянства были юридически  оформлены в Статуте ВКЛ 1529 г.

11/1. Культура Беларуси в XIV- I пол. XVI в. Образование беларусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

         Выдающимися примерами книжного дела являются евангелия - описания «земной» жизни Иисуса Христа. Известны рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Более 600 миниатюр было в Радзивилловской летописи, переписанной в конце XV в. В том же столетии были созданы «Летописец великих князей литовских» и «Белорусско-литовская летопись».

         Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся Новогрудский замок, возведение которого происходило начиная с X-XI вв. В первой пол. XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид. В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм - Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район). В д. Сынковичи (Зельвенский район) в к. XV – нач. XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка.

         Примерами живописи XIV – нач. XVI в. являются фрески (живопись красками по свежей штукатурке) и иконы. Белорусские живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одну из самых известных сегодня - икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты, относящуюся к XIV – нач. XVI в. Стены и столбы костела в  Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов. К XIV-XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. В замковой церкви в Витебске  находился  портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом.

          Формирование белорусской народности происходило с к. XIII по XVI в. Народность-сообщество людей, сложившееся исторически и характеризующееся единством происхождения, языка, территории, схожестью психического состояния и этнического сознания. Формированию белорусской народности содействовало объединение белорусских земель в составе единого государства — ВКЛ.

         Признаком формирования народности стало складывание в  XIV-XV вв. особенностей белорусского языка на основе среднебелорусской (минско-молодеченской) группы диалектов. Среди звуковых изменений особенно заметным стало «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье». Старобелорусский язык получил  статус языка официального в ВКЛ.

         О формировании белорусской народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия русины и белорусцы больше  относились к территории Подвинья и Поднепровья, литвины - к территории верховьев Немана (современная Гродненская обл.), название полешуки - Полесья (терр. Брестской и Гомельской обл.).

      У современных  историков  существуют разные версии относительно происхождения названия «Белая Русь». Одни связывают название со стороной света: белый цвет означал восток. Другие - с религиозной ситуацией: белая - значит православная, «чистая» в  отличие от язычества («поганства»). Третьи - с вне

Понедельник, 03.08.2020, 17:28
Приветствую Вас Гость

Вход на сайт

ВАЖНО!!!

Поиск

Погода

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Мудрость дня

Пользователи

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Loсations