Сайт учителей истории Вячеслава и Ирины Петкун

СШ №7

Задания, материалы, пожелания

Задание №1. Проанализируйте отрывок из документа.

Более двадцати лет назад я решительно симпатизировал русскому народу. Я надеялся, что Россия решит свои собственные проблемы и что ее правительство, в конечном счете, сделается миролюбивым правительством, которое не будет покушаться на целостность своих соседей. Сегодня эта надежда или исчезла, или отложена до лучшего дня. Советский Союз управляется диктатурой столь абсолютной, что подобную трудно найти в мире. Она вступила в союз с другой диктатурой и вторглась на территорию соседа столь бесконечно малого, что он не мог представлять никакой угрозы, не мог нанести никакого ущерба Советскому Союзу, соседа, который желал одного – жить в мире как демократическая страна.

          Из выступления президента США Ф.Д. Рузвельта в феврале 1940 г.

  • Какие действия СССР вызвали такую оценку президента США?
  • Какую цель преследовало советское руководство?
  • Какие последствия имело это событие?
  • Как вы оцениваете эти действия Советского Союза?

Задание №2.

        Чем вы можете объяснить тот факт, что Великобритания и США, несмотря на тесное сотрудничество СССР и Германии в 1939-1940 гг., сразу           после начала Великой Отечественной войны заявили о полной поддержке советского народа и оказании ему военно-технической и                           экономической помощи?

Задание №3. Проанализируйте отрывок из документа.

Вождь должен быть. Нужно равняться по одному, ибо все фамилии каждый член партии и кандидат не запомнит, а тем более рабочий или крестьянин. Нужна одна фамилия, которая звучала бы так же звонко и убедительно, как фамилия «Ленин». Такой фамилией пока является «Сталин»… Тов. Сталин должен и руководить, и отображать волю партии. Нужна дисциплина, железная дисциплина. Оппозицию нужно притянуть к ответу… Если нет никакой возможности примирения, поставить вопрос прямо: заразу выжечь каленым железом.

                          Из письма И.В. Сталину рядового члена ВКП(б). 1926 г.

  • Можно ли эту точку зрения считать типичной для большинства членов партии?
  •  Какой процесс в партии и государстве она отражает?
  •  Почему это явление стало возможно в СССР?

 

Примерные задания к уроку обобщения

«Страны Востока и Латинской Америки  между мировыми войнами»

1 уровень

1. Китайская Советская республика была провозглашена в:

а) 1925 г.;  в) 1931 г.;

б) 1928 г.;  г) 1933 г.

2. Основным методом борьбы за независимость Индии в 1920-е гг. была:

а) вооруженная борьба;                в) революция;

б) ненасильственная борьба;       г) государственный переворот.

2 уровень

3. Соотнесите термин и его определение:

1) сатьяграха      а) национальная религия японцев;

2) Гоминьдан     б) свод правовых и нравственных норм по ведения, основанный на Коране;

3) синтоизм       в) мирная борьба против английского господства в  Индии, проявляющаяся в форме несотрудничества с колониальными                                   властями и гражданском неповиновении;

4) шариат           г) Национальная партия, политическая партия в Китае,  созданная в 1912 г.

4. Соотнесите термин и его определение:

1)бусидо     а) поход Национально революционной армии Китая с целью разгрома сил милитаристов в центре и на севере Китая,                                                составная часть революции в Китае;

2)ИНК         б) борьба угнетенных народов за национальную независимость;

3)Национально освободительное движение в) путь воина, самурайский кодекс поведения;

4)Северный поход      г) политическая партия, возглавлявшая борьбу за независимость Индии

5. Назовите имена исторических деятелей. Кто из них являлся лидером ИНК?

а)         б)        в)      г)

6. Назовите имена исторических деятелей. Кто из них был последним императором Китая?

а)         б)        в)      г)

3 уровень

7. Назовите три принципа Сунь Ятсена. Какое содержание он вкладывал в них в 1917 г.?

8. Какие причины способствовали фашизации Японии? Назовите характерные черты японского фашизма.

4 уровень

9. Определите значение деятельности М. Кемаля Аттатюрка для последующего развития Турции.

10. Приведите примеры, свидетельствующие об агрессивной политике Японии в 1930-е гг.

5 уровень

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Ст. 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще неспособными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги…

Версальский  договор.

Когда был подписан Версальский договор?

Какие колонии и зависимые страны имеются в виду в тексте?

Кому они раньше принадлежали?

Какие государства подразумеваются под названием «передо вые нации»? Кому выгодна была такая статья договора? Почему?

Какие последствия могло иметь исполнение данной статьи? Могла ли она в будущем вызвать новые международные конфликты и почему?

 

 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ к уроку обобщения

"ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ГОС-ВА: 1917-1939 гг."

Скачать

Доп. задания по нэпу

В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые. Объяснить слова Ленина.

Сформулируйте вывод об экономической ситуации в Беларуси накануне нэпа.

Охарактеризуйте политическую ситуацию в Беларуси  накануне нэпа. Какие требования выдвигал народ?

 

Лист базового контроля

(к зачету по § 7, 10 + § 2 ист. Бел.)

1. Очаги агрессии в 1930-е гг.

2. Создание агрессивных блоков.

3. Советско-германский договор о ненападении.

4. Победа восстания большевиков в Петрограде.

5. Формирование органов советской власти.

6. Брестский мир.

7. Установление советской власти в Беларуси.

8. Формирование органов большевистской власти  в Беларуси.

9. Первые революционные преобразования советской власти на территории Беларуси.

10. Главные элементы политики «военного коммунизма».

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ (9 кл.)

После шлях. вост. 1830/31 царское правительство конфисковало у его участников поместья, произвело «разбор шляхты». В 1831/40 -  отменено действие Статута ВКЛ, в 1839 -  ликвидирована униатская церковь.

В 1839 г. с целью повышения доходов государственных имений в белорусских губерниях была проведена реформа Киселева. Государственные имения были подробно описаны (люстрация) и строго определены повинности крестьян. Барщина заменена чиншем. Часть безземельных крестьян (бобыли, коморники) получили землю. Прекращена сдача казенных имений в аренду. В результате реформы увеличились наделы крестьян, уменьшились их повинности.

Попытки провести подобную реформу (инвентарная, 1844 г.) среди помещичьих крестьян вызвало сопротивление помещиков.

Большинство промышленных предприятий были представлены вотчинными мануфактурами. Они принадлежали помещикам, использовалась дармовая рабочая сила крепостных крестьян.

Становление капиталистической промышленности было связано с появлением фабрик (предприятия, основанные на использовании машин). Первые фабрики появились в 20-ых гг. 19 в. – текстильные фабрики в м. Хомск Кобринского уезда и м. Косово Слонимского уезда. Принадлежали Пусловскому.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения». Согласно Манифесту крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права (закл. сделки, поступать на службу или учебу без согл. помещика). Земля оставалась в собственности помещиков, крестьяне могли ее выкупить, но по завышенной цене. Чтобы ускорить выкуп, крестьянам необходимо было заплатить 20% суммы, остальные 80% помещикам давало государство. Крестьяне должны были вернуть долг в течение 49 лет с большими %.

До заключения сделки крестьяне считались временнообязанными и должны были по-прежнему отбывать барщину (отработки) или платить чинш (сдольщину).

Условие наделения землей в Витебской и Могилевской губернии предусматривали норму от 1-2 до 4-5,5 десятин на взрослую душу мужского пола. В Виленской, Гродненской, Минской  и части Витебской губерниях, где существовало подворное землепользование, крестьянин мог выкупить дореформенный надел.

Распределение земли между помещиками и крестьянами, обязанности крестьян закреплялись Уставными грамотами.

Учитывая недовольство белорусских крестьян, царское правительство после подавления восстания 1863 г. отменило их временнообязанное положение, выкупные платежи были снижены на 20%.

Восстание 1863 г. на тер. Беларуси развернулось под воздействием польского национально-освободительного движения. Руководителям восстания в Беларуси стал К.Калиновский – представитель революционно-демократического течения «красных» (мелкая шляхта, интеллигенция, студенчество); выступали за ликвидацию помещичьего землевладения, право народов на самоопределение, вооруженное восстание.

Свою деятельность они координировали с польскими революционерами («белыми» - помещики, средняя буржуазия), которые выступали за восстановление РП в границах 1772 г., сохранение помещичьего землевладения.

В 1862-1863 гг.  К.Калиновский издал 7 номеров подпольной газеты на белорусском языке «Мужыцкая правда», в которой разъяснял грабительскую сущность аграрной реформы 1861 г. и призывал крестьян к вооруженной борьбе против самодержавия.

Летом 1862 г. для руководства восстания в Беларуси и Литве был создан Литовский провинциальный комитет, который возглавил К.Калиновский. Восстание проходило на тер. Литвы в пер. пол. 1863 г. и было быстро подавлено царскими войсками. Большая часть восставших была из шляхты, но значительная - крестьяне (косинеры).

Чтобы привлечь на свою сторону крестьян царские власти пошли в 1863 г. на снижение на 20% выкупных платежей и ликвидацию временнообязанного положения крестьян.   В нач. 1864 г. Калиновский был арестован и казнен.

На развитие культуры Беларуси 19 в. значительное влияние оказали восстания 1830-1831, 1863 гг., школьные реформы 1802-1864.

Высшее образование можно было получить в Виленском университете (закрыт после восстания 1830-1831) и Горы-Горецком с/х институте – первом с/х высшем учебном заведении России (закрыт после восстания 1863г.).

Начальное образование давали одноклассные приходские училища, средние уездные училища и гимназии. Образование носило сословный характер.

Как отдельная наука начала формироваться белорусоведение (А.Киркор). Значительную роль в становлении этнографии сыграли К.и Я.Тышкевичи, одни из основателей археологии, открыли первый музей в 1842 г. в Лагойске.

Литература. А.Мицкевич («Пан Тадеуш»), Ян Чечот (6 сборников крестьянских песен), Ян Борщевский («Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах»). Анонимные поэмы «Энеида навыворот», «Тарас на Парнасе». Дунин-Марцинкевич («Идиллия» или «Крестьянка»), Ф.Богушевич.

В живописи одним из основных жанров был исторический (Ванькович, Альхимович); бытовой (Силиванович); натюрморты (Хруцкий).

Архитектура развивалась в связи с потребностью капиталистического хозяйства. В Минске, Бресте, Могилеве и др. городах строились ж/д вокзалы. К числу  выдающихся достижений относится дворец Румянцева в Гомеле. Основные стили – эклектизм и псевдоготика.

В Беларуси работали созданные с участием иностранного капитала (Витебская льнопряд. фабрика «Двина»), трамвай (бельгийский).

Продолжается ускоренное вытеснение крупной промышленностью ремесленной и мелкокапиталистической. Наиболее ускоренными темпами развивалась деревообрабатывающее, спичечное и лесохимическое производство.

В нач. 20 в. обострился аграрный вопрос, связанный с существованием помещичьего землевладения, как пережитка феодализма. Чтобы предотвратить новый революционный взрыв (после 1905/07гг.) П.Столыпин выступил с инициативой проведения реформы. Она началась в 1906г. и предусматривала разрушение сельской общины и закрепление земли в частную собственность крестьян. Для этого крестьянин мог выйти на хутор (участок земли за пределами деревни) или получить отруб (участок земли в одном месте в пределах деревни вместо ранее существовавших полосок (чересполосица)). Предусматривалось создать слой кулаков (зажиточных крестьян), на которых могло опереться царское правительство. Безземельные и малоземельные крестьяне могли переселяться в Сибирь и другие окраины России.

 Особенностью проведения реформы в Беларуси являлось насаждение хуторов в Витебской и Могилевской губерниях.

Составной частью  реформы стало введение в 1911г. земств (органов местного самоуправления). Выборы происходили по национально-религиозному признаку с целью не допустить преимущества лиц католического вероисповедания.

Нация – это этносоциальное сообщество, которое приходит на смену народности в эпоху развития капитализма. Признаки: общность территории, языка, культуры и экономической жизни. Нация обладает этническим самосознанием – осознанием своего отличия от представителей других народов.

Нач. 20 в. стало периодом национально-культурного возрождения. Его центром и руководителем стали единственная национально-демократическая партия – БСГ (Белорусская социалистическая громада) и газета «Наша Нива» (А. и И. Луцкевичи, А.Пашкевич (Тетка)). «Наша Нива» боролась за признание факта существования белорусского этноса, за его равноправие с другими народами. В «Нашей Ниве» публиковались Богушевич, Купала, Колас, Богданович.

       В 1906 в Петербурге основано издательство «Загляне сонца і ў наша ваконца».

В нач. 20 в. значительное развитие получило белорусоведение: 3-х томник «Белорусы» Я.Карского, «Кароткая гісторыя Беларусі» В.Ластовского, труды М.Довнар-Запольского.

   В 1910 возникла первая белорусская театральная труппа И.Буйницкого. Широкое распространение получили частные худ. школы (Витебск, Ю.Пэн, М.Шагал).

Буржуазно-демократические революции 1905-1907 гг. и Февральская 1917 г. в Беларуси.

         Причины: 1) существование помещичьего землевладения как пережитка феодализма; 2) царское самодержавие и отсутствие демократических прав; 3) национальный вопрос (белорусы не признавались самостоятельным народом). В начале 20 в. эти и другие противоречия обострились в связи с экон. кризисом и поражением царского правительства в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Начало - 9 января 1905 г. в Петербурге была расстрелена мирная демонстрация рабочих («Кровавое воскресенье»). Эти события вызвали демонстрации и митинги солидарности, забастовки, стачки (в Беларуси – 31 город и местечко).

С целью ослабить революционные силы Николай II издал Манифест 17 октября 1905 г., согласно которого в России вводился парламент – Государственная Дума с законодательными правами и демократические свободы.

18 октября 1905 г. в Минске был расстрелен многолюдный митинг («Курловский расстрел»).

Осенью 1905г. страну охватила политическая стачка (в Беларуси – 32 населенных пункта). Во многих городах создавались Советы рабочих депутатов, куда входили большевики, меньшевики, эсеры, бундовцы.

После поражения декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве революция пошла на спад. 3 июня 1907г.  царь распустил II Думу (оконч. револ.).

Первая мировая война усилила кризисные явления в стране. 27 февраля 1917 г. было свергнуто царское самодержавие. К власти пришло буржуазное Временное правительство. Наряду с Временным правительством существовала власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (двоевластие).

        С начала Первой мировой войны (1914г.) белорусские губернии были объявлены на военном положении. Правительство развернуло широкую пропаганду «оборону царя и Отечества» (не поддержали большевики и газета «Наша Нива»).

В октябре 1915 г. русско-германский фронт установился на линии Двинск – Поставы – Барановичи – Пинск. Территория Беларуси стала ареной жестоких боев («Свентянский прорыв», Нарочанская операция). На оккупированной немцами территории проводились реквизиции.  

 

 

Понедельник, 03.08.2020, 18:43
Приветствую Вас Гость

Вход на сайт

ВАЖНО!!!

Поиск

Погода

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Мудрость дня

Пользователи

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Loсations