Японские самураи в XIX в.
Официально самурайское сословие было упразднено в ходе реформ Мэйдзи 1867-1868 гг., но культура самураев, самурайский дух и "кодекс чести" оказались востребованными в ходе военного строительства последующих десятилетий, вплоть до 1945 г. Самурайство является одним из самых ярких символов культурно-исторической самобытности Японии. В наследие самураев входит искусство фехтования – Кендо.
В XII-XIX веках в Японии у власти находилось сословие воинов, называемых по-японски буси, или самураи. Несмотря на отмену сословной иерархии во время Реставрации Мэйдзи в конце XIX века, бывшие самураи приняли активное участие в модернизации Японии. В итоге они сохранили огромное влияние на японское общество, и дух самураев (бусидо) оставался важнейшим фактором в формировании японского национального характера. Бусидо отражает этические воззрения, сформировавшиеся в среде воинов-самураев. Важно отметить, что «бусидо» имел отношение не только к воспитанию воинственного духа и умения владеть оружием: кодекс самураев предполагал абсолютную преданность сюзерену, обостренное чувство личной чести, строгое следование служебному долгу и готовность, если понадобится, пожертвовать жизнью в бою или в соответствии с ритуалом (харакири — самоубийство путем вспарывания живота.). Бусидо имело 2 истока: конфуцианство и буддизм.
В книге «Хагакурэ» самурай Ямамото утверждал, что «Бусидо означает непреклонное желание умереть». Подразумевается, что все самураи должны жить достойно и благородно, чтобы не сожалеть, когда к ним придет смерть, а видеть смерть было делом обыденным. Самураи, принявшие смерть в битве, удостаивались воинских почестей и славы и желали, чтобы эта слава передавалась из поколения в поколение вечно. Самураи также демонстрировали свое бесстрашие и стойкость и испытывали чувство полного удовлетворения, убивая самих себя своими мечами.
Самураи как сословие прекратили свое существование после крушения феодальной системы. По мере модернизации страны, осуществляемой во времена императора Мэйдзи, общество утрачивало духовные основы японского кодекса бусидо, и кое-кто даже утверждал, что понятие бусидо исчерпало себя с окончанием периода Мэйдзи.
Эпоха Мэйдзи
https://www.youtube.com/watch?v=9XcYcq4ixr8
Эпоха Мэйдзи - период правления императора Муцухито в 1868 - 1912 годах. С Реставрацией Мэйдзи закончилась эра Токугава, император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу Токио. Политическая сила переместилась из сёгуната в руки небольшой группировки знатных самураев. Лидеры реставрации Мэйдзи провозгласили, что их действия привели к восстановлению императорского правления в Японии.
В этот период Япония отказалась от самоизоляции, крупные реформы прошли по всей стране. Новое правительство хотело сделать Японию демократической страной с развитой рыночной экономикой. Границы между социальными классами были стёрты.
В 1871 года самураям запретили носить традиционную прическу-санпаку. А в 1876 году ношение оружия в общественных местах было объявлено незаконным (указ Хатори). Использование оружия было разрешено только военным, полицейским и придворным. Также были отменены официальные пособия бывшим самураям. Среди "благородного сословия" начался ропот.
В эпоху Мэйдзи реформировалась и система образования. Сначала по французскому, а затем по германскому образцу. Было введено обязательное начальное образование. Примерно после 20−30 лет интенсивной «западизации» в программах образовательных учреждений был сделан упор на изучение и почитание конфуцианства и синтоизма (включая культ императора).
Ради ускорения преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную часть студентов отправилась на Запад изучать науки и языки, а для обучения остальных были приглашены иностранные преподаватели. Огромные средства были вложены в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий-дзайбацу, японских олигархий и индустриальных объединений, составивших основу экономической мощи страны.
Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках членов Гэнро — император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния, в первую очередь — из-за постоянных внутренних раздоров.
Император Мэйдзи должен был служить для своих подданных примером, всем своим видом он показывал, что в стране проводятся реформы. С этой целью пришлось решительно изменить его облик. Если раньше он одевался в традиционные одежды и носил традиционную прическу, чернил зубы и выщипывал брови, то с 1873 г. ему пришлось отказаться от обычаев своих предков. Мэйдзи постригся, отрастил усы и бородку, облачился в военный мундир европейского образца. Вслед за ним и все чиновники переоделись в европейское платье.
На отца Мэйдзи, императора Комэй, подданные не имели права смотреть. Изображения императоров были также табуированы. Мэйдзи же представлял собой уже видимый подданным образец. Он совершал путешествия по стране, давал аудиенции, присутствовал на различных публичных мероприятиях. Его похороны также превратились в церемонию, в которой приняли участие миллионы японцев. Основная часть церемонии проводилась на плацу в токийском районе Аояма, где при жизни Мэйдзи имел обыкновение делать смотр войскам. В соответствии с пожеланиями Мэйдзи, его похоронили неподалеку от Киото.
Для Японии было чрезвычайно важно сравняться в военном отношении с империалистическими государствами. Ведь, как и другие азиатские страны, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, сухопутная армия была реорганизована по образцу прусских войск, а флот — по образцу британских ВМС.
Япония с вожделением смотрела на своих ближайших соседей — Корею и Китай. Там она могла найти сырье, рынки сбыта, в которых так нуждалась бурно развивающаяся промышленность. Воинственный самурайский дух также подталкивал ее к агрессивной внешней политике.
Началось усиленное проникновение в Корею, которая официально считалась вассалом Китая. Это стало основной причиной японо-китайской войны 1894—1895 гг., в результате которой к Японии отошли острова Тайвань и Пэнхуледао. Победа Японии в русско-японской войне 1904—1905 гг. позволила ей превратить Южную Маньчжурию и Корею в свои протектораты, получить право владения Южным Сахалином.
Эпоха Мэйдзи закончилась смертью самого Мэйди в 1912 году. Его похороны превратились в церемонию, в которой приняли участие миллионы японцев. Основная часть церемонии проводилась на плацу в токийском районе Аояма, где при жизни Мэйдзи имел обыкновение делать смотр войскам. В соответствии с пожеланиями Мэйдзи, его похоронили неподалеку от Киото.