ПАМЯТКА
Краткий план ответа по заданиям третьего вопроса
экзаменационного билета по истории Беларуси 11 кл.
Сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям.
- Сравнить – это найти общее и различное.
- Определите признаки, по которым будет проводиться сравнение.
- Составьте план и (или) таблицу для сравнения.
- По каждому признаку постарайтесь найти общее и различное.
- Сделайте вывод (чего больше: общего или различного, почему и т.д.).
Объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами.
- Определите. к какому историческому периоду относятся данные события и какое историческое явление они отражают.
- Найдите признак (признаки), связывающие между собой события.
- Постарайтесь связать между собой исторические события, определив, какое из них является причиной (первоочередным), а какое следствием (последующим).
- Сделайте вывод о факторах, обусловивших причинно-следственные связи между данными историческими событиями.
Анализ содержания исторического документа.
- Проанализируйте название документа, обратив особое внимание на автора и время его написания.
- Прочитав текст, выделите главное (событие, явление).
- Обратите особое внимание на названных в документе исторических личностей, вспомните все, что вы о них знаете.
- Формулируя вывод, опирайтесь на вопрос (если таковой имеется).
Анализ статистических данных.
- Внимательно ознакомьтесь с информацией.
- Определите условные категории сравнения (%, “разы”, др.), которые будут наиболее ярко иллюстрировать представленные показатели.
- Используйте в сравнении пропорции.
- Делая вывод, придерживайтель формулировок таблицы.
Характеристика деятельности исторической личности.
- Внимательно прочитайте информацию (если такая имеется) или вспомните об исторической личности все, что о ней знаете.
- Соотнесите годы жизни личности с событиями, происходившими в то время.
- Постарайтесь найти связи между этими событиями, взглядами и деяниями личности.
- Определите формы и средства, которые использовались личностью для достижения своих целей.
- Сделайте выводы о влиянии личности на события и событий на личность.
- Выразите свое отношение к исторической личности и ее деяниям.
Характеристика творчества деятеля науки (культуры).
- Дайте общую характеристику исторического периода, в котором жил и работал деятель науки (культуры).
- Вспомните сведения из биографии личности (начало, этапы, проблематика деятельности).
- Определите социальную позицию деятеля, его участие в общественной жизни страны.
- Сделайте выводы о месте и влиянии научных достижений (произведений) личности на развитие отрасли науки (жанра культуры).
- Выразите свое отношение к творчеству деятеля науки (культуры).
Характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту.
- Вспомните историческую обстановку, характеризующую отражаемые в задании события.
- Познакомьтесь с легендой карты.
- Найдите на карте требуемые исторические объекты.
- Соотнесите известные вам факты с информацией, “прочитанной” на карте.
- Сделайте выводы с опорой на формулировки задания.
Характеристика исторической тематики в произведениях белорусского искусства.
- Найдите ключевое понятие в задании и постарайтесь дать ему определение.
- Определите из названия (сюжета) картины время и кто изображен на ней.
- Обратите внимание на детали картины.
- Ответьте на поставленные в задании вопросы, опираясь на его формулировки.
|