Сайт учителей истории Вячеслава и Ирины Петкун

Каталог статей

Главная » Статьи » ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ » Новая история

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ к уроку обобщения РОССИЯ в XVI - XVIII вв

I уровень (1-2 б.)

1. Укажите один из признаков барщинного хозяйства:

  1.  рост товарности помещичьих хозяйств;
  2.  активное внедрение новой техники;
  3.  применение наемного труда в поместьях;
  4.  преимуществено натуральный характер хозяйства.
  1. На основании описания определите, о каком понятии идет речь:

центральные сословно-представительные учреждения, наде­ленные совещательными или законодательными функциями в России в XVI-XVII вв. - это ....

3. Соборное уложение - это:

  1.  уложенные в определенном порядке правила, определенные Собором;
  2. свод законов;
  3.  уложенные на всеобщее обозрение законы в главном Соборе страны.

4. Деятельность Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, была призвана:

  1.  отменить привилегии дворянства;
  2.  восстановить право крестьян на уход от помещика;
  3.  разработать новый свод законов;
  4.  ввести деление страны на губернии.
  1.  Полки нового, «иноземного строя» появились при:
  1.  Михаиле Федоровиче;  2) Алексее Михайловиче;

     3) Петре I;   4) Екатерине II.

  1.  Петр I решил задачу, над которой бились его предшественники: Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Какую? Когда?
  2.  В результате раздела Речи Посполитой Россия приобрела территории:
  1.  Поволжья и Западной Сибири;
  2.  Левобережной Украины и Крыма;
  3.  Северного Причерноморья и Крыма;
  4.  Белоруссии, Литвы и Правобережной Украины.

8. В правление Ивана Грозного:

  1.  отменено местничество;   2) сложилась приказная система;

     3) впервые введен Юрьев день;   4) свергнуто ордынское иго.

  1. Бессрочный сыск беглых крестьян и их окончательное закрепоще­ние было закреплено:
  1.  Судебником 1550 г.;
  2.  Указом об урочных летах 1597 г.;
  3.  Уложением о службе 1556 г.;
  4.  Соборным уложением 1649 г.
  1.  В период Смуты Российское государство подверглось интервенции со стороны:
  1.  Англии и Франции;   3) Польши и Швеции;
  2.  Австрии и Пруссии;  4) Турции и Дании.

II уровень (3-4 б.)

 Дайте определение понятия:

«Приказы» -

«Стрельцы» -

«Удельный князь» -

«Соборное уложение» -

«Жалованная грамота дворянству» -

  1.  Укажите, какие исторические события произошли в:
  1.  1606-1607 г., 1667-1671 гг., 1773-1775 гг. Это ....
  2.  1700 г., 1709 г., 1714 г., 1721 г. Это ....
  3.  1772 г., 1793 г., 1795 г. Это ....
  4.  1689-1725 гг., 1761-1762 гг., 1762-1796 гг., 1796-1801 гг. Это....
  5.  1773-1775 гг., 1768-1774 гг., 1783г., 1787-1791 гг. Это ....
  1.  Исключите «лишнее»:

А) отмена кормлений, создание Судебника 1550 г., полная ликви­дация местничества;

Б) Судебник, Соборное уложение, Уложенная комиссия;

В) Указ «О вольных хлебопашцах», Манифест о вольности дво­рянства, Жалованная грамота дворянству;

Г) А. В. Суворов, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, Г. Орлов, Ф. Ф. Ушаков.

  1.  Назовите, от какой формы монархии к какой перешла Россия в пет­ровскую эпоху, а затем этот процесс углубила Екате­рина II?
  2.  Назовите известных вам представителей царствующей династии Романовых в изучаемый период.
  3.  Назовите основные преобразования, проведенные Петром I.
  4.  Назовите отличительные черты царствования Екате­рины II.
  5. С эпохой Петра I связаны имена:
  1.  Ф. Мстиславского и Филарета;
  2.  П.А.Толстого и Б.П. Шереметева;
  3.  М. Сперанского и Н. Карамзина;
  4.  А.Д. Меньшикова и Ф. Лефорта.
  1.  Расположите в хронологической последовательности:
  1.  Замена Боярской думы Сенатом;
  2.  упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода;
  3.  переход к летоисчислению от Рождества Христова;
  4.  введение «Табели о рангах».
  1. В период «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой:
  1.  вступил в силу закон «О вольности дворянства»;
  2.  крестьяне потеряли право жаловаться монарху на злоупотреб­ления помещиков;
  3.  облегчено налоговое бремя для податных сословий;

    4) восстановлена обязательная государственная служба дворян

III уровень (5-6 б.)

21. Соотнесите событие и дату.

А) Деятельность Избранной рады

1) 1565-1572 гг.

Б) Ливонская война

2) 1549-1560 гг.

В) Оккупация Москвы поляками

3) 1558-1583 гг.

Г) Опричнина

4) 1610-1612 гг.

 

 

22. Дайте характеристику восстания под предводительством Степана Разина по известному вам плану.

  1. В чем заключалась политика просвещенного абсолютизма, прово­димая Екатериной II?

24. Укажите последовательность правления русских царей:

  1.  Михаил Федорович;            4) Петр I:
  2.  Екатерина II;                         5) Петр III.
  3.  Алексей Михайлович;

25. В войнах России с Турцией 1768 - 1774 гг. и 1787 - 1791 гг. просла­вились:

  1.  Б. П. Шереметев и Ф.М. Апраксин;
  2.  И.Э. Миних и Ф. Ласси;
  3.  А.В. Суворов и Ф.Ф.Ушаков;
  4.  Князь Паскевич и граф Румянцев (Задунайский).

 

26. Соотнесите дату и событие.

1) 1762 г.

А) приход к власти Екатерины II

2) 1768-1774 гг.

Б) присоединение к России Крыма

3) 1773-1775 гг.

В) Жалованная грамота дворянству

4) 1783 г.

Г) первая русско-турецкая война

5) 1785 г.

Д) вторая русско-турецкая война

6) 1787-1791 гг.

Е) восстание Е. Пугачева


  1. Охарактеризуйте форму монархии, к которой перешел Петр I, а за­тем ее усовершенствовала и развила Екатерина II.

29. Чем обусловлено усиление крепостничества в России при Петре I, а затем и при Екатерине II?

30. Назовите документы, которые сделали русское дворянство самым привилегированным сословием. Кто и почему их принял, и что они давали дворянам?

IV уровень (7-8 б.)

31. Охарактеризуйте основные проблемы, которые стояли перед ца­рем Иваном Грозным, и укажите, как он их решал? Все ли ему уда­лось сделать?

32. Прочтите отрывок из сочинения историка М. Щербатова и укажите, в чье царствование в России произошли описываемые события:

«Все изменилось при нем. Лицо боярина лишили растительности, обрядили в платье иноземного покроя. В то время как крестьянина ос­тавили с бородой и в старомосковской одежде. Простолюдин употреб­лял незамысловатую пищу и напитки, добытые в собственном хозяй­стве, а на столе барина появились заморские блюда и вина. Вместо ко­лымаг барин стал пользоваться роскошными каретами, привезенными из-за рубежа. Немудреные столы и лавки были заменены изделиями заморской работы, роскошными креслами...»

  1. Ивана Грозного;       3) Петра I;
  2. Бориса Годунова;     4) Алексея         Михайловича.

33. Какие цели во внешней политике преследовал русский царь Петр I? Удалось ли ему их достичь? Когда, как, какой ценой?

34.  Назовите важнейшие итоги Северной войны для России. Дайте им оценку.

35. Перечислите преобразования и реформы Петра I. Дайте им оценку.

36. С какими из восстаний XVII в. - Ивана Болотникова или Степана Разина - можно сравнить восстание Емельяна Пугачева? Докажи­те свой ответ не менее чем тремя аргументами, среди которых:

  1.  общность целей двух аналогичных восстаний;
  2.  сходство в составе их участников;
  3.  сходство причин, вызвавших выступления;
  4.  аналогия в развитии событий и их результатов;
  5.  сходство в причинах поражения;
  6.  сходство в последствиях.

37. В чем проявилось укрепление крепостничества и феодального землевладения при Екатерине II?

38. Дайте характеристику царствованию Екатерины II - его важней­шим достижениям и недостаткам.

39. В чем проявлялось усиление крепостничества в России в начале XVII в.? Докажите свою точку зрения не менее чем тремя аргумен­тами.

40. Допишите фамилии полководцев, соотнесите их с годом и местом отличия.

 

1) …-Рымникский

2) …-Таврический

3) …-Задунайский

4) …- Чесменский

а) 1770 г.

б)1774 г.

в) 1783 г.

г) 1789 г.

А) в войне против турок (за Дунаем)

Б) в завоевании Крыма (Таврии)

В) в битве при Чесме

Г) в битве на р. Рымник

 

V уровень (9-10 б.)

41.Чем обусловлено, что в отличие от Петра I основным направлени­ем внешней политики которого было северное, Екатерина II сосре­доточила свое внимание на южном направлении и утверждении своего господства на восточнославянских землях? Сравните поли­тику этих двух монархов и дайте оценку их деятельности.

42. Определите, о ком идет речь.

Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С. Пушкин на­зывал его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик, Генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он помощник царя по внедрению новой культуры. Администратор. Дипломат и финансист. При этом он до конца жизни оставался негра­мотным и с трудом умел подписывать свое имя. После смерти велико­го императора он вознамерился породниться с царской семьей, выдав свою дочь за внука Петра. Однако судьба была против него. Он был лишен всего огромного состояния и сослан в далекий Березов со всей семь­ей, где своими руками построил церковь.

43. Сформулируйте собственное отношение к данным утверждениям и обоснуйте их аргументами.

«Тот путь централизации через опричный террор, по которому пошел Иван Грозный, был разорительным и даже гибельным для Рос­сии»  (В.Б.Кобрин). «Реформы и террор Грозного на многие годы опре­делили характер исторического и политического развития Русского государства» (Р.Г.Скрынников).

44.  «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завес­ти принуждением, а дешевизна родится от великого числа продав­цов и от вольного умножения товара». Определите, кому - Петру I или Екатерине II - принадлежат эти слова? Свое мнение обоснуй­те.

При обосновании:

а) используйте экономические понятия: монополия, единый ры­нок, конкуренция, предпринимательство и др.;

б) приведите конкретные факты, подтверждающие соответствие высказывания экономической политике его автора;

в) сравните политику того и другого.

45. Докажите, что XVIII в. стал «золотым» веком в истории русской культуры. Чем это обусловлено, на ваш взгляд?

 

Категория: Новая история | Добавил: Слава (30.11.2014)
Просмотров: 1688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Четверг, 28.03.2024, 13:31
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Новейшая история
Новая история
Средние века
Древний мир

Вход на сайт

ВАЖНО!!!

Поиск

Погода

Мудрость дня

Пользователи

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Loсations